sergej_pozhar (sergej_pozhar) wrote,
sergej_pozhar
sergej_pozhar

Львівські батяри (не кулинарное)




Батярская песня ставшая гимном Львова.



Кто такие батяры?
Львовские батяры - субкультура, царившей во Львове с середины XIX по середину XX века. Батяры имели особый внешний вид, особый говор, любили батярскую музыку, которая всегда была веселой, энергичной, под которую можно было от души потанцевать и напеться в шумной кнайпе.




Гулять они умели, ещё как! Батяр любил красивых женщин, крепкую выпивку, веселую и хорошую пирушку. Когда они собирались во второй половине дня во Львове становилось веселее - они любили шутить и подначивать тех, кто грустный попадался им на пути, поэтому вокруг батяров всегда царило веселье, острота и музыка.
Батяры - Объяснить не-галичанину, кто такой батяр, непросто. Ближайшие синонимы - повеса, сорвиголова. Однако они не отражают содержательного наполнения, а главное - духу этого культурного феномена львовской городской культуры начала ХХ века
Батяры, конечно, существовали издавна, но сам термин появился в конце XVIII века, когда сюда пришла Австрия и появились полицейские венгерского происхождения. Они употребляли такой термин, как «бетяр», что означает «разбойник», «шельма», «проходимец», «обманщик» и т.д. Это слово стало популярным и где-то в начале XIX века оно уже трансформировалось в «батяр»
Впоследствии они перестали воровать и безобразничать, зато всячески начали высмеивать Австро-Венгерскую империю. Известна история, когда батяр, гуляя площадью Рынок, публично заявил, что «имеет императора в одном месте». Его сразу же арестовала жандармерия. Однако батяры наняли ему адвоката, который сумел свести в суде его вину к указанию неверного места пребывания Франца-Иосифа II, за что его осудили на два дня тюремного заключения.
В 2008 г. городские власти Львова ввели День батяра, и вот ежегодно в городе звучит особый «батярский фольклор», а сам праздник проходит под призывом «Батяры всех стран, объединяйтесь».

Батяривкы



В некоторых батярских заведениях были «эстрады», где известные юмористы развлекали публику юмористическими куплетами на тему политических и городских новостей, которые назывались «утром в газете, а вечером в куплете», и очень популярными львовскими песенками - городскими романсами или зарифмованными шутливыми историями о проделках батяр - «батяривкамы». В этих песенках батяр приобретал романтический ореол. Батяр - это «львовский лев»: который не боится ни власти, ни черта, «перед которым трепещет ад». Все, что делают батяры, они делают «сердечно». Они - благородные герои, противопоставляются официальному мещанскому миру и это сравнение, конечно же, всегда в пользу батяр. Деньги не гарантируют счастья, свободы и любви, потому истинными ценностями для батяра является его воля, мужская дружба и любимая женщина. Несколько дерзкий в быту, батяр, всегда готов прийти на помощь слабому, а за родной город Львов отдать свою жизнь. Любовь во Львов батяры воспевают в этих песнях очень поэтично. Батяривкы содержат большое количество исторических и повседневных подробностей из жизни Львова, рассказы о львовских развлечения, названия кнайп и имена реальных батяр.


ПАННА ФРАНЦІШКА

На Клепарові за рогатками,
Там собі жила в своєї мами
Файна, як янгол, груба, як кишка,
А всі ї звали – панна Францішка.
А татусь панни, він різав свині,
Ліпшого майстра нема донині,
А свині тєжко переживали,
На ціле місто дурні кричали.
Францішки мамця в ринку стояла,
Що забив татусь – тим торгувала,
Сальцесон, шкварки, шпондерки, кишки,
Купуйте, люди, в мамці Францішки.
А недалеко від їх господи
Жив си фризієр, бравий молодик,
Він купував там щорання кишку,
Бо кохав тяжко панну Францішку.
Підслухав татусь ту таємницю:
"Не для фриз'єра донька різницька,
І хай щодня він купує кишку,
Та не дістане панну Францішку!"
Як то коханці бідні дізнались,
То з того страшно розхвилювались,
І хоч життя їх було ві цвіті,
Постановили його скінчити.
Бідний фризієр заливсь сльозою,
Купив си кишку із трутизною (отрутою),
А було тої два метри кишки,
І з'їли разом з паннов Францішков.
Як тілько з'їли, зараз почули,
Жи тов ся кишков на амінь струли,
І смерть надходе від тої кишки,
Такий кінець був панни Францішки.


Фотогаллерея свято батяра

улицы Львова

Батярська говірка (Львівська Гвара)

про батярів





[История Львова]





[По историческим местам Львова]









[Кнайпы Львова]


















Гарик Кричевский

Tags: ua, КАРПАТЫ, Львов, музыка, фото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments