sergej_pozhar (sergej_pozhar) wrote,
sergej_pozhar
sergej_pozhar

Львівські батяри (не кулинарное)




Батярская песня ставшая гимном Львова.



Кто такие батяры?
Львовские батяры - субкультура, царившей во Львове с середины XIX по середину XX века. Батяры имели особый внешний вид, особый говор, любили батярскую музыку, которая всегда была веселой, энергичной, под которую можно было от души потанцевать и напеться в шумной кнайпе.




Гулять они умели, ещё как! Батяр любил красивых женщин, крепкую выпивку, веселую и хорошую пирушку. Когда они собирались во второй половине дня во Львове становилось веселее - они любили шутить и подначивать тех, кто грустный попадался им на пути, поэтому вокруг батяров всегда царило веселье, острота и музыка.
Батяры - Объяснить не-галичанину, кто такой батяр, непросто. Ближайшие синонимы - повеса, сорвиголова. Однако они не отражают содержательного наполнения, а главное - духу этого культурного феномена львовской городской культуры начала ХХ века
Батяры, конечно, существовали издавна, но сам термин появился в конце XVIII века, когда сюда пришла Австрия и появились полицейские венгерского происхождения. Они употребляли такой термин, как «бетяр», что означает «разбойник», «шельма», «проходимец», «обманщик» и т.д. Это слово стало популярным и где-то в начале XIX века оно уже трансформировалось в «батяр»
Впоследствии они перестали воровать и безобразничать, зато всячески начали высмеивать Австро-Венгерскую империю. Известна история, когда батяр, гуляя площадью Рынок, публично заявил, что «имеет императора в одном месте». Его сразу же арестовала жандармерия. Однако батяры наняли ему адвоката, который сумел свести в суде его вину к указанию неверного места пребывания Франца-Иосифа II, за что его осудили на два дня тюремного заключения.
В 2008 г. городские власти Львова ввели День батяра, и вот ежегодно в городе звучит особый «батярский фольклор», а сам праздник проходит под призывом «Батяры всех стран, объединяйтесь».

Батяривкы



В некоторых батярских заведениях были «эстрады», где известные юмористы развлекали публику юмористическими куплетами на тему политических и городских новостей, которые назывались «утром в газете, а вечером в куплете», и очень популярными львовскими песенками - городскими романсами или зарифмованными шутливыми историями о проделках батяр - «батяривкамы». В этих песенках батяр приобретал романтический ореол. Батяр - это «львовский лев»: который не боится ни власти, ни черта, «перед которым трепещет ад». Все, что делают батяры, они делают «сердечно». Они - благородные герои, противопоставляются официальному мещанскому миру и это сравнение, конечно же, всегда в пользу батяр. Деньги не гарантируют счастья, свободы и любви, потому истинными ценностями для батяра является его воля, мужская дружба и любимая женщина. Несколько дерзкий в быту, батяр, всегда готов прийти на помощь слабому, а за родной город Львов отдать свою жизнь. Любовь во Львов батяры воспевают в этих песнях очень поэтично. Батяривкы содержат большое количество исторических и повседневных подробностей из жизни Львова, рассказы о львовских развлечения, названия кнайп и имена реальных батяр.


ПАННА ФРАНЦІШКА

На Клепарові за рогатками,
Там собі жила в своєї мами
Файна, як янгол, груба, як кишка,
А всі ї звали – панна Францішка.
А татусь панни, він різав свині,
Ліпшого майстра нема донині,
А свині тєжко переживали,
На ціле місто дурні кричали.
Францішки мамця в ринку стояла,
Що забив татусь – тим торгувала,
Сальцесон, шкварки, шпондерки, кишки,
Купуйте, люди, в мамці Францішки.
А недалеко від їх господи
Жив си фризієр, бравий молодик,
Він купував там щорання кишку,
Бо кохав тяжко панну Францішку.
Підслухав татусь ту таємницю:
"Не для фриз'єра донька різницька,
І хай щодня він купує кишку,
Та не дістане панну Францішку!"
Як то коханці бідні дізнались,
То з того страшно розхвилювались,
І хоч життя їх було ві цвіті,
Постановили його скінчити.
Бідний фризієр заливсь сльозою,
Купив си кишку із трутизною (отрутою),
А було тої два метри кишки,
І з'їли разом з паннов Францішков.
Як тілько з'їли, зараз почули,
Жи тов ся кишков на амінь струли,
І смерть надходе від тої кишки,
Такий кінець був панни Францішки.


Фотогаллерея свято батяра

улицы Львова

Батярська говірка (Львівська Гвара)

про батярів





[История Львова]





[По историческим местам Львова]









[Кнайпы Львова]


















Гарик Кричевский

Tags: ua, КАРПАТЫ, Львов, музыка, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments